(† 11.02.824, Рим), св. (пам. зап. 11 февр.), папа Римский (с 24 янв. 817). Достоверных сведений о жизни П. до избрания на Папский престол сохранилось немного. Известно, что его родители были римлянами: отца звали Боноз, мать - Теодора (LP. T. 2. P. 54). В капелле Сан-Дзеноне в рим. ц. Санта-Прасседе сохранились 2 надписи с упоминанием имени матери П. с титулом «episcopa» (епископесса): на мозаике в люнете, где Теодора изображена вместе с Пресв. Девой Марией, сестрами святыми Пракседой и Пуденцианой (см.: Wisskirchen. 1990. Pl. 44, 57, 58, 62); в таблице с перечислением имен святых, чьи мощи были перенесены в ц. Санта-Прасседе, где указано, что она - мать П. и что ее гробница находится справа от главного входа в церковь. Поскольку нет сведений, что отец П., Боноз, был епископом, исследователи предполагают, что появление у Теодоры титула «episcopa» связано с избранием П. папой Римским (возможно, она была одной из благотворительниц ц. Санта-Прасседе и поэтому названа «щедрейшей» (benignissima) или возглавляла группу благочестивых дев и вдов (однако вряд ли она была аббатисой, как считал в XVII в. франц. историк-энциклопедист Ш. Дюканж)). В средние века и Новое время обе надписи реставрировали, так что титул «episcopa» может быть интерполяцией или неверной интерпретацией поврежденного оригинала (Nilgen. 1974).
Вероятно, при папе Римском Льве III (795-816) П. был рукоположен сначала в субдиакона, затем во пресвитера, а позже поставлен аббатом мон-ря св. Стефана (Сан-Стефано-Маджоре) при Ватиканской базилике. Автор жизнеописания П. в Liber Pontificalis, традиционно написанного в стиле панегирика и составленного, по-видимому, на основе жизнеописания папы Римского Льва III, превозносит добродетели П.: он не только обустроил монашескую жизнь в своем мон-ре, но и активно участвовал в приеме паломников, заботился о больных и тайно раздавал милостыню бедным, что сделало его известным в Риме.
После кончины папы Римского Стефана IV(V) (816-817) П. был единодушно избран папой 24 янв. и получил епископское посвящение 25 янв. 817 г. Франкские источники - «Анналы королевства франков» (Annales regni Francorum), составленные до 829 г., и 2 биографии франк. имп. Людовика Благочестивого (814-840) (одна была написана ок. 836 Теганом Трирским, 2-я - ок. 840 автором, к-рого принято называть Астрономом) - сообщают об этих событиях нейтрально, отмечая законность всей процедуры и отсутствие нарушений. Заняв Римскую кафедру, П. по примеру своих предшественников сразу же отправил Людовику Благочестивому дары и послание, в к-ром заверил императора в законности своего избрания на Папский престол и в готовности сохранять дружбу. В сопроводительном послании (excusatoria epistola) П. объяснял обстоятельства своего избрания, непричастность к к.-л. заговорам, упоминал о своем нежелании быть избранным, а также приносил извинения за то, что вся церемония прошла без участия императора (Jaffé. RPR. N 2545). Затем к Людовику Благочестивому было отправлено новое посольство во главе с номенклатором Теодором. Папа просил императора о возобновлении договора о дружбе и о подтверждении территориальных уступок, полученных Римскими понтификами при кор. Пипине Коротком (751-768) и короле и имп. Карле Великом (768-814, император с 800) (Ibid. N 2548). Ответом стала привилегия «Pactum Hludovicianum» (817), в основе к-рой лежали соглашения 816 г. с папой Римским Стефаном IV(V) (MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 352-355; подробнее см.: Hahn. 1975; аутентичность документа вызывала дискуссии, поскольку текст «Pactum Hludovicianum» сохр. только в канонических сборниках XI-XII вв., к-рые были созданы сторонниками папства и григорианской реформы,- Deusdedit. Collectio canonum. III 280 // Die Kanonessammlung des Kardinals Deusdedit / Hrsg. V. W. von Glanvell. Paderborn, 1905. T. 1. P. 386-389; Anselmi episcopi Lucensis Collectio canonum. IV 34 // Idem. Collectio canonum: Una cum collectione minore / Ed. F. Thaner. Aalen, 1965. P. 210-214; ср. с привилегией имп. Оттона I (962): MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 1. P. 322-327. N 235; также см.: Zimmermann H. Das Privilegium Ottonianum von 962 und seine Problemgeschichte // MIÖG. 1962. Bd. 20/1. S. 147-190). Имп. Людовик Благочестивый подтвердил претензии папы Римского на большую часть территории Италии (включая острова и территории, ранее находившиеся под властью Византийской империи и лангобардов - см. в ст. Папская область). Папе Римскому гарантировалась полнота адм. и судебной власти, за исключением тех случаев, когда сам папа обращался за помощью к императору или когда жители жаловались императору и искали у него защиту. После кончины папы Римского гражданам Рима гарантировалась свобода выборов нового понтифика. В свою очередь П. одобрил «Ordinatio imperii», изданное императором в 817 г. (MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 270-273). Ок. 818 г. папа отправил послание Людовику Благочестивому, в к-ром напомнил о почтительном отношении к священникам и об обете, данном императором перед св. мощами, защищать интересы Папского престола в пределах своей юрисдикции (Jaffé. RPR. N 2550; MGH. Epp. T. 5. P. 68). Папские посольства к императору отправлялись также в 821 г. (1-е - к имп. Людовику Благочестивому, во главе с Петром, епископом Чивитавеккьи, и номенклатором Львом; 2-е - с дарами на свадьбу соправителя императора и короля Италии Лотаря I (император в 817-855, король Италии с 818), во главе с примицерием Теодором и придворным чиновником (superista) Флором). В кон. 822 г. император прислал в Рим Эбона, архиепископа Реймсского (816-835, 840-841), к-рого П. наделил полномочиями папского легата для организации христ. миссии в Дании вместе с Халитгаром, епископом Камбре (Jaffé. RPR. N 2553; MGH. Epp. T. 5. P. 68-69; MGH. SS. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 163).
В жизнеописании П. в Liber Pontificalis основное внимание уделяется гл. обр. его деятельности в Риме. Сообщается, что он повысил выплаты (roga) священникам, много жертвовал беднякам, выкупал пленных христиан у арабов. Когда в 817 или 818 г. начался пожар в рим. квартале Борго, где располагались дома для приема паломников из Англии (schola Saxonum), П. босой прискакал верхом на лошади среди ночи и до утра молился о прекращении огня. Поскольку в результате пожара были полностью уничтожены дома для паломников и поврежден портик базилики св. Петра (дальше огонь не распространился), П. взял на себя расходы по восстановлению зданий и по организации питания паломников.
В сент. 817 - авг. 818 г. по указанию П. была полностью перестроена древняя титульная ц. Санта-Прасседе с изменением ее местоположения (прежнее строение, пришедшее в упадок, подвергалось реконструкции еще при папе Римском Адриане I в 783-784 - LP. T. 1. P. 509). Роскошные мозаики, выполненные по образцу мозаик ц. святых Космы и Дамиана на Форуме, украсили апсиду, ее арку и триумфальную арку. Технические и композиционные особенности церковного здания и мозаик указывают на то, что по заказу П. работали те же артели, что и для папы Льва III. В сент. 818 - авг. 819 г. П. основал греч. мон-рь при ц. Санта-Прасседе, построил внутри базилики капеллу во имя рим. мч. пресв. Зинона (пам. 14 февр.) (капелла Сан-Дзеноне) с усыпальницей своей матери Теодоры (вероятно, по модели рим. мавзолеев - позднеантичной языческой гробницы семьи Церценниев и христианской гробницы св. Тибуртия над криптой святых Маркеллина и Петра). В мозаиках капеллы Сан-Дзеноне объединены ранневизант. традиции (напр., образы Деисуса, Воскресения Христова и Преображения) и стилистика римских позднеантичных памятников. Столь же богато была украшена построенная на месте древней диаконии базилика Санта-Мария-ин-Домника (LP. T. 2. P. 55; в наст. время сохр. только мозаика апсиды, остальные элементы возведенного при П. здания были скрыты за позднейшими перестройками). Кроме того, на верхнем этаже мон-ря (quod sursus in monasterio situm est) Санта-Прасседе был восстановлен ораторий во имя мц. Агнии (ad Duo Furna).
В сент. 819 - авг. 820 г. велись работы по перестройке в базилику раннехрист. комплекса Санта-Чечилия-ин-Трастевере. П. основал мон-рь во имя святых Агаты и Цецилии на ближайшем к базилике холме и передал базилике госпиталь Сан-Пеллегрино и его земли возле базилики св. Петра. В сент. 820 - авг. 821 г. папа реорганизовал мон-рь святых Сергия и Вакха рядом с Латеранским дворцом, возле акведука Клавдия, а в сент. 822 - авг. 823 г. перестроил алтарную часть ц. Санта-Мария-Маджоре (был приподнят уровень пола пресвитерия, сделаны новые ступени, епископская кафедра передвинута в глубь апсиды, установлена алтарная преграда), поскольку в ней часть храма, отведенная для знатных женщин (matroneum), была так близко расположена к месту, где находился папа Римский, что женщины могли слышать все тайные переговоры понтифика (LP. T. 2. P. 60; см.: Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Vat., 1967. Vol. 3. P. 52-53).
С деятельностью П. связан новый этап в развитии почитания рим. мучеников. По папскому приказу мощи мн. святых были перенесены с рим. пригородных кладбищ в городские храмы. Согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, в 817 г. в церковь перенесли мощи 2300 мучеников. Важным для самого П. и последующей традиции стало обретение мощей мц. Цецилии, особо почитавшейся в Риме. Согласно Liber Pontificalis, это произошло в 819/20 г. В «Хронике» Сигеберта из Жамблу это событие помещается под 821 г. (MGH. SS. Scr. T. 6. P. 337), а в сохранившемся свидетельстве об освящении базилики указан 822 г. (Vat. Barber. lat. 587. Fol. 308v, XI-XII в.; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1906. Vol. 1. P. 123. N 1). Согласно Liber Pontificalis, а также отдельно сохранившемуся описанию перенесения мощей (Translatio S. Caeciliae; 2 редакции: BHL, N 1499/1500; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1906. Vol. 1. P. 123. N 2), когда П. шел к службе laudes в базилику св. Петра, он неожиданно заснул, ему явилась мц. Цецилия, к-рая велела обрести ее мощи и поместить их в церковь. На возражение папы, что ее мощи украдены лангобардами (в янв. 756, во время осады Рима, лангобардский кор. Айстульф вывез ее мощи из катакомб св. Каллиста; в инвентаре 1236 г. Родобальдо II, епископа Павии (1230-1254), говорится, что мощи были помещены в мон-рь св. Марина в Павии - Boni G., Maiocchi R. Il Catalogo Rodobaldino. Pavia, 1901. P. 37), мц. Цецилия ответила, что ее настоящие мощи они не нашли, поскольку они находятся в катакомбах Претекстата (Hartmann. 2007). П. торжественно обрел ее мощи и поместил их в новопостроенной базилике вместе с мощами ее мужа - мч. Валериана, его брата Тибуртия и обращенного ими стражника тюрьмы Максима, а также с мощами Римского епископа (папы) Урбана I (222-230), который крестил Цецилию и братьев, и Римского епископа (папы) Луция I (253-254) (LP. T. 2. P. 56); глава мц. Цецилии была отделена от тела и хранилась отдельно в специально построенной капелле. Однако мн. детали этой истории прежде всего местонахождение мощей противоречат Мученичеству св. Цецилии (BHL, N 1495). Свидетельства Liber Pontificalis в нек-рых важных пунктах расходятся со сведениями из «Translatio S. Caeciliae». Кроме того, по др. данным, мощи Римских епископов Урбана I и Луция I были перенесены раньше и помещены в др. церкви; указание на разделение мощей мц. Цецилии вступает в противоречие со свидетельством XVI в. о нахождении под алтарем ее нетленного тела в целости. Все это привело к появлению множества гипотез и попыток согласования источников (подробнее см. ст. Цецилия).
Сохранились и др. свидетельства исключительной заботы П. о почитании реликвий и мощей святых. В нач. XX в. в кипарисовом шкафу внутри алтаря оратория Сан-Лоренцо в ц. Санкта-Санкторум были обнаружены 3 драгоценных реликвария, произведенные, судя по надписям на них, по повелению П. (в наст. время хранятся в Музеях Ватикана, где выставлены в капелле мч. Петра): 1) крест, украшенный смальтой, с частицей Древа (Vat. Museo Sacro. N 61881); на кресте изображены 7 сцен священной истории (от Благовещения до Крещения Господня); 2) изготовленная специально для креста серебряная ставротека (Ibid. N 1888) с изображениями Христа на троне, 2 ангелов и предстоящих апостолов Петра и Павла; 3) шкатулка в форме креста (Ibid. N 985), также предназначенная для помещения в нее украшенного драгоценными камнями золотого креста, в к-рый были вложены частицы Древа, и, возможно, пуповина (umbilicum) и крайняя плоть (preputium) Младенца Христа; украшена изображениями 17 сцен священной истории (Причащение апостолов, Брак в Кане, Христос среди учителей в храме, Явление Христа апостолам, Мироносицы у гроба, Явление Христа ученикам на дороге в Эммаус, Схождение во ад и др.). Поскольку в надписях говорится о приношении этих даров Пресв. Деве Марии, возможно, предметы изначально были изготовлены для базилик Санта-Мария-ин-Домника или Санта-Мария-Маджоре. В сер. XVIII в. при перестройке алтарной части базилики Санта-Мария-Маджоре был обнаружен реликварий, который приняли за ясли Христа (Praesepe); вероятно, он был помещен там по повелению П. (подробнее о реликвариях см.: Thunø E. Image and Relic: Mediating the Sacred in Early Medieval Rome. R., 2002).
Деятельность П. по украшению церквей и распространению почитания мощей была тесно связана с его борьбой против иконоборчества, в тот период не только господствовавшего в Византии, но и активно распространявшегося на севере Италии. В 817-818 гг. к папе за поддержкой обращался прп. Феодор Студит (Theod. Studit. Ep. 271-272 // Idem. Epistulae, 1992. Bd. 1. S. 399-403).
Папа осудил действия визант. императора-иконоборца Льва V Армянина (813-820) и направил ему послание, составленное на греч. языке (обнаружено Ж. Б. Питра: Pitra. Juris ecclesiastici. Vol. 2. P. XI-XVII; Дж. Меркати издал его по единственной сохранившейся рукописи: Ambros. H 257 inf. Fol. 138v - 140v, XII-XIV вв.: Mercati. 1901; см. также новое изд.: Englen. 2003). Вероятно, П. помогал кто-то из живших в Риме греков-иконопочитателей (возможно, Иоанн, епископ Монемвасийский, игумен свт. Мефодий (патриарх К-польский Мефодий I в 843-847) или Василий, архимандрит мон-ря Сан-Саба - см.: Sansterre J. M. Les moines grecs et orientaux à Rome aux époques byzantine et carolingienne (milieu du VIe siècle - fin du IXe siècle). Brux., 1983. P. 130; Noble T. F. X. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. Phil., 2009. P. 256). В своем послании, часть которого утеряна, П. привел ряд аргументов в пользу почитания икон, характерных для 1-го периода иконоборчества, и частично ответил на учение иконоборческого Собора 815 г. в К-поле. Он отрицал, что иконы являются идолами и что на них распространяется запрет Исх 20. 4. Согласно П., ветхозаветная заповедь была актуальна только до прихода Спасителя. Кроме того, в ВЗ также упоминаются образы, к-рые были допустимы (Исх 25. 17-21). Икона представляет то, что видимо во Христе, но видимое неотделимо в Нем от невидимого и бестелесного. В своем послании папа также задавался вопросом, почему, если образы не угодны Богу, человек был сотворен по Его образу и подобию.
В июне 819 г. папское посольство прибыло в К-поль (об этом сообщается в «Двенадцати главах» свт. Никифора К-польского - Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. Τ. 1. Σ. 460; также см.: Grumel V. Les «Douze chapitres contre les iconomaques» de St. Nicéphore de Constantinople // REB. 1959. Vol. 17. P. 127-135). Однако папское послание не оказало к.-л. влияния на правящего императора и было им проигнорировано. После смерти имп. Льва V, в 821 г. папа направил еще одно послание («догматический томос») новому имп. Михаилу II Травлу (820-829) (текст не сохр., но упоминается в Житии свт. Мефодия К-польского - Vita S. Methodii Patriarchae. 5, 7 // PG. 100. Col. 1248, 1252). Возможно, оно побудило визант. императора в 824 г. отправить послов для обсуждения иконопочитания к имп. Людовику Благочестивому (послание Людовику Благочестивому - MGH. Leg. Conc. T. 2/2. P. 475-480). Для рассмотрения этого вопроса в 825 г. в Париж были приглашены избранные епископы, к-рые должны были сформулировать позицию императора и сообщить о ней папе Римскому.
В этот же период в Италии активно действовал сторонник иконоборчества еп. Клавдий Туринский. П. осудил его деятельность, в ответ Клавдий поставил под сомнение то, что папа Римский действует как преемник апостолов, и называл его «фарисеем и книжником на Моисеевом седалище» (MGH. Epp. T. 4. P. 613). Кроме того, Клавдий отговаривал людей от покаянного паломничества в Рим, утверждая, что обращаться за помощью к ап. Петру можно в любом месте (это, по его словам, вызвало неудовольствие П.- Jonas. Aurelianus. De cultu imaginum. III // PL. 106. Col. 385-386). Возможно, помимо иконопочитания, Клавдий Туринский выступил против почитания мощей, распространению к-рого способствовал П. (Ermold le Noir. Poème sur Louis le Pieux et épîtres au roi Pépin / Éd. E. Faral. P., 1932. P. 196).
В 823 г. отношения между папой Римским и франк. правителями осложнились. П. попытался закрепить значимость имп. коронации папами Римскими и пригласил в Рим кор. Лотаря I, к-рый с 817 г. был соправителем своего отца, имп. Людовика Благочестивого. На Пасху, 5 апр. 823 г., состоялась имп. коронация Лотаря I в Ватиканской базилике. Он получил из рук П. корону и титул августа, а также, по сообщению Пасхазия Радберта, меч, призванный символизировать защиту Церкви (Paschas. Ratb. Epitaphium Arsenii. II 17 // Dümmler E. Radbert's Epitaphium Arsenii // APAW: PhHK. 1900. Bd. 2. S. 86). После этого Лотарь I выступил арбитром в споре папы Римского с аббатством Фарфа, на земли к-рого П. претендовал (Costambeys. 2007). Позицию папы представлял библиотекарь Сергий. Ингоальд, аббат Фарфы, ссылался на привилегии, полученные мон-рем от лангобардских королей и подтвержденные имп. Карлом Великим (история спора изложена в грамоте 840 г.- Il Regesto di Farfa / Ed. I. Giorgi, U. Balzani. R., 1897. Vol. 2. P. 233-238. N 298). В итоге П. признал привилегии Фарфы (Il Chronicon Farfense di Gregorio di Catino / Ed. U. Balzani. R., 1903. Vol. 1. P. 183-185), однако в противовес стал наделять дарениями «конкурентов» Фарфы - еп-ство Фороново и аббатство Сан-Сальваторе-Маджоре в Риети.
Вероятно, за время понтификата у П. появились противники среди влиятельных рим. аристократов, чьи интересы были ущемлены в процессе активного расширения папских владений (в «Constitutio Romana» 824 г., изданной уже при преемнике П., папе Римском Евгении II (824-827), с целью установить больший контроль за папской администрацией, говорится о несправедливых захватах земли чиновниками покойного папы - MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 323. N 161. § 2, 6). В анонимном соч. «Книжица об императорской власти в городе Риме» (Libellus de imperatoria potestate in urbe Roma, кон. IX - нач. X в.) отмечается, что рим. знать (omnes maiores Romae), как епископы, так и миряне, принесла клятву верности императору (Il Chronicon di Benedetto, monaco di S. Andrea del Soratte e il «Libellus de imperatoria potestate in urbe Roma» / Ed. G. Zucchetti. R., 1920. P. 197-199). Когда Лотарь I удалился в Павию, примицерий Теодор и номенклатор Лев, участвовавшие в папских посольствах и принадлежавшие к «профранкской» партии, были ослеплены и казнены. Об этом стало известно императору. Для разбирательства дела имп. Людовик Благочестивый направил в Рим своих представителей (Адалунга, аббата мон-ря Сен-Ва (809-839), и Хунфрида, графа Кура). П. отрицал свою причастность к казням и попытался добиться отмены расследования через своих послов - Иоанна, епископа Сильва-Кандиды, и архидиак. Бенедикта. Но император пожелал довести расследование до конца. Однако, когда его представители прибыли в Рим, П. по примеру папы Льва III в 800 г. очистил себя от обвинений клятвой (purgatio per sacramentum) перед 34 епископами и 5 пресвитерами и диаконами, что сделало дальнейшее расследование невозможным, хотя убийцы были схвачены. Поскольку они принадлежали к «familia Sancti Petri», П. их активно защищал и оправдывал казнь тем, что убитые были виновны в оскорблении величия (Annales regni Francorum. Anno 823 // MGH. SS. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 162). Представители императора, а также папские послы Иоанн, епископ Сильва-Кандиды, библиотекарь Сергий, субдиакон Квирин и военачальник (magister militum) Лев отправились к Людовику Благочестивому, к-рый посчитал, что дело улажено (в «Constitutio Romana» особо оговаривалась необходимость позаботиться о вдовах и сиротах не только Теодора, но и Флора и Сергия, к-рые, по-видимому, тоже были убиты). Когда послы вернулись в Рим, папа тяжело болел и был уже при смерти.
П. скончался 11 февр. 824 г. (в Liber Pontificalis ошибочно указан янв. 823; продолжительность понтификата П., даты избрания и посвящения его преемника, папы Римского Евгения II, в разных рукописях также различаются). Согласно Liber Pontificalis, П. был погребен в рим. базилике св. Петра (LP. T. 2. P. 68). Однако франк. источники сообщают, что римляне противились погребению П. в Ватиканской базилике, и оно состоялось только благодаря вмешательству нового папы, Евгения II. П. погребен в одном из ораториев, который сам для себя приготовил (Thegan. Gesta Hludowici. 30 // MGH. SS. Script. Rer. Germ. T. 64. P. 218; высказывалось предположение о том, что П. был погребен в рим. ц. Санта-Прасседе, но никаких доказательств этого нет).
Существует путаница с датой кончины П. Поскольку новый папа был посвящен 21 февр. 824 г., как указано в Liber Pontificalis - через 5 дней после смерти П., получается, что датой его кончины могло быть не 11, а 16 февр. (такая дата указана в календаре IX в.- Vat. lat. 645. Fol. 6). Возможно, 16 февр. состоялось избрание Евгения II, к-рый был одним из 2 кандидатов (ординация была отложена до 21 февр., т. к. должна была совершаться в воскресенье), а П. умер за 5 дней до его избрания, 11 февр. (при этом с его погребением тоже произошла задержка).
Сведений о почитании П. в средние века нет. В XVI-XIX вв. память П. отмечалась в Ватиканской базилике и в базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере 14 мая (ActaSS. Mai. Т. 3. P. 391; Officia propria Sanctorum S. Romanae Ecclesiae Summorum Pontificum. Taurini, 1869. P. 25*-26*). Кард. Цезарь Бароний внес его память в Римский Мартиролог под этой датой на основании рукописного оффиция П., обнаруженного в рим. ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере (впосл. рукопись была утрачена). Причины выбора даты поминовения 14 мая неясны (см.: MartRom. Comment. P. 188-189). В 1963 г. день памяти П. был перенесен на 11 февр.