Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАСХАЛИЙ I
54, С. 739-743 опубликовано: 30 декабря 2023г.


ПАСХАЛИЙ I

(† 11.02.824, Рим), св. (пам. зап. 11 февр.), папа Римский (с 24 янв. 817). Достоверных сведений о жизни П. до избрания на Папский престол сохранилось немного. Известно, что его родители были римлянами: отца звали Боноз, мать - Теодора (LP. T. 2. P. 54). В капелле Сан-Дзеноне в рим. ц. Санта-Прасседе сохранились 2 надписи с упоминанием имени матери П. с титулом «episcopa» (епископесса): на мозаике в люнете, где Теодора изображена вместе с Пресв. Девой Марией, сестрами святыми Пракседой и Пуденцианой (см.: Wisskirchen. 1990. Pl. 44, 57, 58, 62); в таблице с перечислением имен святых, чьи мощи были перенесены в ц. Санта-Прасседе, где указано, что она - мать П. и что ее гробница находится справа от главного входа в церковь. Поскольку нет сведений, что отец П., Боноз, был епископом, исследователи предполагают, что появление у Теодоры титула «episcopa» связано с избранием П. папой Римским (возможно, она была одной из благотворительниц ц. Санта-Прасседе и поэтому названа «щедрейшей» (benignissima) или возглавляла группу благочестивых дев и вдов (однако вряд ли она была аббатисой, как считал в XVII в. франц. историк-энциклопедист Ш. Дюканж)). В средние века и Новое время обе надписи реставрировали, так что титул «episcopa» может быть интерполяцией или неверной интерпретацией поврежденного оригинала (Nilgen. 1974).

Ап. Петр со св. Пракседой и папа Римский Пасхалий I. Мозаика в апсиде базилики Санта-Прасседе в Риме. 817–824 гг. Фото: А. Скроботов
Ап. Петр со св. Пракседой и папа Римский Пасхалий I. Мозаика в апсиде базилики Санта-Прасседе в Риме. 817–824 гг. Фото: А. Скроботов

Ап. Петр со св. Пракседой и папа Римский Пасхалий I. Мозаика в апсиде базилики Санта-Прасседе в Риме. 817–824 гг. Фото: А. Скроботов
П. получил образование при Латеранском дворце (patriarchium), где изучал богослужение и Свящ. Писание (LP. T. 2. P. 52; в гекзаметрической надписи в конхе апсиды в ц. Санта-Прасседе П. назван «воспитанником Апостольского престола» (alumni Sedis apostolicae - MGH. AA. Poet. T. 2. S. 662)). Глубокое знание им текстов Свящ. Писания, по-видимому, нашло впосл. выражение в богатых разнообразными библейскими образами мозаиках римских храмов, созданных по его заказу.

Вероятно, при папе Римском Льве III (795-816) П. был рукоположен сначала в субдиакона, затем во пресвитера, а позже поставлен аббатом мон-ря св. Стефана (Сан-Стефано-Маджоре) при Ватиканской базилике. Автор жизнеописания П. в Liber Pontificalis, традиционно написанного в стиле панегирика и составленного, по-видимому, на основе жизнеописания папы Римского Льва III, превозносит добродетели П.: он не только обустроил монашескую жизнь в своем мон-ре, но и активно участвовал в приеме паломников, заботился о больных и тайно раздавал милостыню бедным, что сделало его известным в Риме.

После кончины папы Римского Стефана IV(V) (816-817) П. был единодушно избран папой 24 янв. и получил епископское посвящение 25 янв. 817 г. Франкские источники - «Анналы королевства франков» (Annales regni Francorum), составленные до 829 г., и 2 биографии франк. имп. Людовика Благочестивого (814-840) (одна была написана ок. 836 Теганом Трирским, 2-я - ок. 840 автором, к-рого принято называть Астрономом) - сообщают об этих событиях нейтрально, отмечая законность всей процедуры и отсутствие нарушений. Заняв Римскую кафедру, П. по примеру своих предшественников сразу же отправил Людовику Благочестивому дары и послание, в к-ром заверил императора в законности своего избрания на Папский престол и в готовности сохранять дружбу. В сопроводительном послании (excusatoria epistola) П. объяснял обстоятельства своего избрания, непричастность к к.-л. заговорам, упоминал о своем нежелании быть избранным, а также приносил извинения за то, что вся церемония прошла без участия императора (Jaffé. RPR. N 2545). Затем к Людовику Благочестивому было отправлено новое посольство во главе с номенклатором Теодором. Папа просил императора о возобновлении договора о дружбе и о подтверждении территориальных уступок, полученных Римскими понтификами при кор. Пипине Коротком (751-768) и короле и имп. Карле Великом (768-814, император с 800) (Ibid. N 2548). Ответом стала привилегия «Pactum Hludovicianum» (817), в основе к-рой лежали соглашения 816 г. с папой Римским Стефаном IV(V) (MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 352-355; подробнее см.: Hahn. 1975; аутентичность документа вызывала дискуссии, поскольку текст «Pactum Hludovicianum» сохр. только в канонических сборниках XI-XII вв., к-рые были созданы сторонниками папства и григорианской реформы,- Deusdedit. Collectio canonum. III 280 // Die Kanonessammlung des Kardinals Deusdedit / Hrsg. V. W. von Glanvell. Paderborn, 1905. T. 1. P. 386-389; Anselmi episcopi Lucensis Collectio canonum. IV 34 // Idem. Collectio canonum: Una cum collectione minore / Ed. F. Thaner. Aalen, 1965. P. 210-214; ср. с привилегией имп. Оттона I (962): MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 1. P. 322-327. N 235; также см.: Zimmermann H. Das Privilegium Ottonianum von 962 und seine Problemgeschichte // MIÖG. 1962. Bd. 20/1. S. 147-190). Имп. Людовик Благочестивый подтвердил претензии папы Римского на большую часть территории Италии (включая острова и территории, ранее находившиеся под властью Византийской империи и лангобардов - см. в ст. Папская область). Папе Римскому гарантировалась полнота адм. и судебной власти, за исключением тех случаев, когда сам папа обращался за помощью к императору или когда жители жаловались императору и искали у него защиту. После кончины папы Римского гражданам Рима гарантировалась свобода выборов нового понтифика. В свою очередь П. одобрил «Ordinatio imperii», изданное императором в 817 г. (MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 270-273). Ок. 818 г. папа отправил послание Людовику Благочестивому, в к-ром напомнил о почтительном отношении к священникам и об обете, данном императором перед св. мощами, защищать интересы Папского престола в пределах своей юрисдикции (Jaffé. RPR. N 2550; MGH. Epp. T. 5. P. 68). Папские посольства к императору отправлялись также в 821 г. (1-е - к имп. Людовику Благочестивому, во главе с Петром, епископом Чивитавеккьи, и номенклатором Львом; 2-е - с дарами на свадьбу соправителя императора и короля Италии Лотаря I (император в 817-855, король Италии с 818), во главе с примицерием Теодором и придворным чиновником (superista) Флором). В кон. 822 г. император прислал в Рим Эбона, архиепископа Реймсского (816-835, 840-841), к-рого П. наделил полномочиями папского легата для организации христ. миссии в Дании вместе с Халитгаром, епископом Камбре (Jaffé. RPR. N 2553; MGH. Epp. T. 5. P. 68-69; MGH. SS. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 163).

В жизнеописании П. в Liber Pontificalis основное внимание уделяется гл. обр. его деятельности в Риме. Сообщается, что он повысил выплаты (roga) священникам, много жертвовал беднякам, выкупал пленных христиан у арабов. Когда в 817 или 818 г. начался пожар в рим. квартале Борго, где располагались дома для приема паломников из Англии (schola Saxonum), П. босой прискакал верхом на лошади среди ночи и до утра молился о прекращении огня. Поскольку в результате пожара были полностью уничтожены дома для паломников и поврежден портик базилики св. Петра (дальше огонь не распространился), П. взял на себя расходы по восстановлению зданий и по организации питания паломников.

Мозаика над входом в капеллу св. Зенона базилики Санта-Прасседе в Риме 817–824 гг., с дополнениями XIX в. (портреты Рим-ских пап Пасхалия I и Евгения). Фото: LPLT/Wikimedia Commons
Мозаика над входом в капеллу св. Зенона базилики Санта-Прасседе в Риме 817–824 гг., с дополнениями XIX в. (портреты Рим-ских пап Пасхалия I и Евгения). Фото: LPLT/Wikimedia Commons

Мозаика над входом в капеллу св. Зенона базилики Санта-Прасседе в Риме 817–824 гг., с дополнениями XIX в. (портреты Рим-ских пап Пасхалия I и Евгения). Фото: LPLT/Wikimedia Commons
Сразу после своего избрания на Папский престол в 817-820 гг. П. начал в Риме масштабные работы по строительству церквей и их украшению (мозаиками и литургической утварью). В янв.-авг. 817 г. в Ватиканской базилике был устроен алтарь (in loco Ferrata, возле амвона, с которого читалось Евангелие, напротив входа в confessio ап. Петра), его освятили во имя Римских епископов (пап) Сикста II (257-258) и Фабиана (236-250), чьи мощи были перенесены П. из катакомб св. Каллиста. В юго-вост. углу трансепта, возле входа в капеллу св. Петрониллы, был построен ораторий во имя рим. мучеников Прокесса и Мартиниана, стражников Мамертинской тюрьмы, обращенных ап. Петром. Этот роскошно украшенный ораторий задумывался П. как собственный мавзолей (памятник, получивший позднее название «капелла под органом», был уничтожен при папе Римском Юлии II (1503-1513); сохр. только порфировая урна в сев. трансепте новой базилики, где теперь находится алтарь в честь мучеников Прокесса и Мартиниана).

В сент. 817 - авг. 818 г. по указанию П. была полностью перестроена древняя титульная ц. Санта-Прасседе с изменением ее местоположения (прежнее строение, пришедшее в упадок, подвергалось реконструкции еще при папе Римском Адриане I в 783-784 - LP. T. 1. P. 509). Роскошные мозаики, выполненные по образцу мозаик ц. святых Космы и Дамиана на Форуме, украсили апсиду, ее арку и триумфальную арку. Технические и композиционные особенности церковного здания и мозаик указывают на то, что по заказу П. работали те же артели, что и для папы Льва III. В сент. 818 - авг. 819 г. П. основал греч. мон-рь при ц. Санта-Прасседе, построил внутри базилики капеллу во имя рим. мч. пресв. Зинона (пам. 14 февр.) (капелла Сан-Дзеноне) с усыпальницей своей матери Теодоры (вероятно, по модели рим. мавзолеев - позднеантичной языческой гробницы семьи Церценниев и христианской гробницы св. Тибуртия над криптой святых Маркеллина и Петра). В мозаиках капеллы Сан-Дзеноне объединены ранневизант. традиции (напр., образы Деисуса, Воскресения Христова и Преображения) и стилистика римских позднеантичных памятников. Столь же богато была украшена построенная на месте древней диаконии базилика Санта-Мария-ин-Домника (LP. T. 2. P. 55; в наст. время сохр. только мозаика апсиды, остальные элементы возведенного при П. здания были скрыты за позднейшими перестройками). Кроме того, на верхнем этаже мон-ря (quod sursus in monasterio situm est) Санта-Прасседе был восстановлен ораторий во имя мц. Агнии (ad Duo Furna).

В сент. 819 - авг. 820 г. велись работы по перестройке в базилику раннехрист. комплекса Санта-Чечилия-ин-Трастевере. П. основал мон-рь во имя святых Агаты и Цецилии на ближайшем к базилике холме и передал базилике госпиталь Сан-Пеллегрино и его земли возле базилики св. Петра. В сент. 820 - авг. 821 г. папа реорганизовал мон-рь святых Сергия и Вакха рядом с Латеранским дворцом, возле акведука Клавдия, а в сент. 822 - авг. 823 г. перестроил алтарную часть ц. Санта-Мария-Маджоре (был приподнят уровень пола пресвитерия, сделаны новые ступени, епископская кафедра передвинута в глубь апсиды, установлена алтарная преграда), поскольку в ней часть храма, отведенная для знатных женщин (matroneum), была так близко расположена к месту, где находился папа Римский, что женщины могли слышать все тайные переговоры понтифика (LP. T. 2. P. 60; см.: Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Vat., 1967. Vol. 3. P. 52-53).

С деятельностью П. связан новый этап в развитии почитания рим. мучеников. По папскому приказу мощи мн. святых были перенесены с рим. пригородных кладбищ в городские храмы. Согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, в 817 г. в церковь перенесли мощи 2300 мучеников. Важным для самого П. и последующей традиции стало обретение мощей мц. Цецилии, особо почитавшейся в Риме. Согласно Liber Pontificalis, это произошло в 819/20 г. В «Хронике» Сигеберта из Жамблу это событие помещается под 821 г. (MGH. SS. Scr. T. 6. P. 337), а в сохранившемся свидетельстве об освящении базилики указан 822 г. (Vat. Barber. lat. 587. Fol. 308v, XI-XII в.; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1906. Vol. 1. P. 123. N 1). Согласно Liber Pontificalis, а также отдельно сохранившемуся описанию перенесения мощей (Translatio S. Caeciliae; 2 редакции: BHL, N 1499/1500; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1906. Vol. 1. P. 123. N 2), когда П. шел к службе laudes в базилику св. Петра, он неожиданно заснул, ему явилась мц. Цецилия, к-рая велела обрести ее мощи и поместить их в церковь. На возражение папы, что ее мощи украдены лангобардами (в янв. 756, во время осады Рима, лангобардский кор. Айстульф вывез ее мощи из катакомб св. Каллиста; в инвентаре 1236 г. Родобальдо II, епископа Павии (1230-1254), говорится, что мощи были помещены в мон-рь св. Марина в Павии - Boni G., Maiocchi R. Il Catalogo Rodobaldino. Pavia, 1901. P. 37), мц. Цецилия ответила, что ее настоящие мощи они не нашли, поскольку они находятся в катакомбах Претекстата (Hartmann. 2007). П. торжественно обрел ее мощи и поместил их в новопостроенной базилике вместе с мощами ее мужа - мч. Валериана, его брата Тибуртия и обращенного ими стражника тюрьмы Максима, а также с мощами Римского епископа (папы) Урбана I (222-230), который крестил Цецилию и братьев, и Римского епископа (папы) Луция I (253-254) (LP. T. 2. P. 56); глава мц. Цецилии была отделена от тела и хранилась отдельно в специально построенной капелле. Однако мн. детали этой истории прежде всего местонахождение мощей противоречат Мученичеству св. Цецилии (BHL, N 1495). Свидетельства Liber Pontificalis в нек-рых важных пунктах расходятся со сведениями из «Translatio S. Caeciliae». Кроме того, по др. данным, мощи Римских епископов Урбана I и Луция I были перенесены раньше и помещены в др. церкви; указание на разделение мощей мц. Цецилии вступает в противоречие со свидетельством XVI в. о нахождении под алтарем ее нетленного тела в целости. Все это привело к появлению множества гипотез и попыток согласования источников (подробнее см. ст. Цецилия).

Сохранились и др. свидетельства исключительной заботы П. о почитании реликвий и мощей святых. В нач. XX в. в кипарисовом шкафу внутри алтаря оратория Сан-Лоренцо в ц. Санкта-Санкторум были обнаружены 3 драгоценных реликвария, произведенные, судя по надписям на них, по повелению П. (в наст. время хранятся в Музеях Ватикана, где выставлены в капелле мч. Петра): 1) крест, украшенный смальтой, с частицей Древа (Vat. Museo Sacro. N 61881); на кресте изображены 7 сцен священной истории (от Благовещения до Крещения Господня); 2) изготовленная специально для креста серебряная ставротека (Ibid. N 1888) с изображениями Христа на троне, 2 ангелов и предстоящих апостолов Петра и Павла; 3) шкатулка в форме креста (Ibid. N 985), также предназначенная для помещения в нее украшенного драгоценными камнями золотого креста, в к-рый были вложены частицы Древа, и, возможно, пуповина (umbilicum) и крайняя плоть (preputium) Младенца Христа; украшена изображениями 17 сцен священной истории (Причащение апостолов, Брак в Кане, Христос среди учителей в храме, Явление Христа апостолам, Мироносицы у гроба, Явление Христа ученикам на дороге в Эммаус, Схождение во ад и др.). Поскольку в надписях говорится о приношении этих даров Пресв. Деве Марии, возможно, предметы изначально были изготовлены для базилик Санта-Мария-ин-Домника или Санта-Мария-Маджоре. В сер. XVIII в. при перестройке алтарной части базилики Санта-Мария-Маджоре был обнаружен реликварий, который приняли за ясли Христа (Praesepe); вероятно, он был помещен там по повелению П. (подробнее о реликвариях см.: Thunø E. Image and Relic: Mediating the Sacred in Early Medieval Rome. R., 2002).

Деятельность П. по украшению церквей и распространению почитания мощей была тесно связана с его борьбой против иконоборчества, в тот период не только господствовавшего в Византии, но и активно распространявшегося на севере Италии. В 817-818 гг. к папе за поддержкой обращался прп. Феодор Студит (Theod. Studit. Ep. 271-272 // Idem. Epistulae, 1992. Bd. 1. S. 399-403).

Папа осудил действия визант. императора-иконоборца Льва V Армянина (813-820) и направил ему послание, составленное на греч. языке (обнаружено Ж. Б. Питра: Pitra. Juris ecclesiastici. Vol. 2. P. XI-XVII; Дж. Меркати издал его по единственной сохранившейся рукописи: Ambros. H 257 inf. Fol. 138v - 140v, XII-XIV вв.: Mercati. 1901; см. также новое изд.: Englen. 2003). Вероятно, П. помогал кто-то из живших в Риме греков-иконопочитателей (возможно, Иоанн, епископ Монемвасийский, игумен свт. Мефодий (патриарх К-польский Мефодий I в 843-847) или Василий, архимандрит мон-ря Сан-Саба - см.: Sansterre J. M. Les moines grecs et orientaux à Rome aux époques byzantine et carolingienne (milieu du VIe siècle - fin du IXe siècle). Brux., 1983. P. 130; Noble T. F. X. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. Phil., 2009. P. 256). В своем послании, часть которого утеряна, П. привел ряд аргументов в пользу почитания икон, характерных для 1-го периода иконоборчества, и частично ответил на учение иконоборческого Собора 815 г. в К-поле. Он отрицал, что иконы являются идолами и что на них распространяется запрет Исх 20. 4. Согласно П., ветхозаветная заповедь была актуальна только до прихода Спасителя. Кроме того, в ВЗ также упоминаются образы, к-рые были допустимы (Исх 25. 17-21). Икона представляет то, что видимо во Христе, но видимое неотделимо в Нем от невидимого и бестелесного. В своем послании папа также задавался вопросом, почему, если образы не угодны Богу, человек был сотворен по Его образу и подобию.

Папа Римский Пасхалий I. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)
Папа Римский Пасхалий I. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

Папа Римский Пасхалий I. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)
В июне 819 г. папское посольство прибыло в К-поль (об этом сообщается в «Двенадцати главах» свт. Никифора К-польского - Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. Τ. 1. Σ. 460; также см.: Grumel V. Les «Douze chapitres contre les iconomaques» de St. Nicéphore de Constantinople // REB. 1959. Vol. 17. P. 127-135). Однако папское послание не оказало к.-л. влияния на правящего императора и было им проигнорировано. После смерти имп. Льва V, в 821 г. папа направил еще одно послание («догматический томос») новому имп. Михаилу II Травлу (820-829) (текст не сохр., но упоминается в Житии свт. Мефодия К-польского - Vita S. Methodii Patriarchae. 5, 7 // PG. 100. Col. 1248, 1252). Возможно, оно побудило визант. императора в 824 г. отправить послов для обсуждения иконопочитания к имп. Людовику Благочестивому (послание Людовику Благочестивому - MGH. Leg. Conc. T. 2/2. P. 475-480). Для рассмотрения этого вопроса в 825 г. в Париж были приглашены избранные епископы, к-рые должны были сформулировать позицию императора и сообщить о ней папе Римскому.

В этот же период в Италии активно действовал сторонник иконоборчества еп. Клавдий Туринский. П. осудил его деятельность, в ответ Клавдий поставил под сомнение то, что папа Римский действует как преемник апостолов, и называл его «фарисеем и книжником на Моисеевом седалище» (MGH. Epp. T. 4. P. 613). Кроме того, Клавдий отговаривал людей от покаянного паломничества в Рим, утверждая, что обращаться за помощью к ап. Петру можно в любом месте (это, по его словам, вызвало неудовольствие П.- Jonas. Aurelianus. De cultu imaginum. III // PL. 106. Col. 385-386). Возможно, помимо иконопочитания, Клавдий Туринский выступил против почитания мощей, распространению к-рого способствовал П. (Ermold le Noir. Poème sur Louis le Pieux et épîtres au roi Pépin / Éd. E. Faral. P., 1932. P. 196).

В 823 г. отношения между папой Римским и франк. правителями осложнились. П. попытался закрепить значимость имп. коронации папами Римскими и пригласил в Рим кор. Лотаря I, к-рый с 817 г. был соправителем своего отца, имп. Людовика Благочестивого. На Пасху, 5 апр. 823 г., состоялась имп. коронация Лотаря I в Ватиканской базилике. Он получил из рук П. корону и титул августа, а также, по сообщению Пасхазия Радберта, меч, призванный символизировать защиту Церкви (Paschas. Ratb. Epitaphium Arsenii. II 17 // Dümmler E. Radbert's Epitaphium Arsenii // APAW: PhHK. 1900. Bd. 2. S. 86). После этого Лотарь I выступил арбитром в споре папы Римского с аббатством Фарфа, на земли к-рого П. претендовал (Costambeys. 2007). Позицию папы представлял библиотекарь Сергий. Ингоальд, аббат Фарфы, ссылался на привилегии, полученные мон-рем от лангобардских королей и подтвержденные имп. Карлом Великим (история спора изложена в грамоте 840 г.- Il Regesto di Farfa / Ed. I. Giorgi, U. Balzani. R., 1897. Vol. 2. P. 233-238. N 298). В итоге П. признал привилегии Фарфы (Il Chronicon Farfense di Gregorio di Catino / Ed. U. Balzani. R., 1903. Vol. 1. P. 183-185), однако в противовес стал наделять дарениями «конкурентов» Фарфы - еп-ство Фороново и аббатство Сан-Сальваторе-Маджоре в Риети.

Вероятно, за время понтификата у П. появились противники среди влиятельных рим. аристократов, чьи интересы были ущемлены в процессе активного расширения папских владений (в «Constitutio Romana» 824 г., изданной уже при преемнике П., папе Римском Евгении II (824-827), с целью установить больший контроль за папской администрацией, говорится о несправедливых захватах земли чиновниками покойного папы - MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 323. N 161. § 2, 6). В анонимном соч. «Книжица об императорской власти в городе Риме» (Libellus de imperatoria potestate in urbe Roma, кон. IX - нач. X в.) отмечается, что рим. знать (omnes maiores Romae), как епископы, так и миряне, принесла клятву верности императору (Il Chronicon di Benedetto, monaco di S. Andrea del Soratte e il «Libellus de imperatoria potestate in urbe Roma» / Ed. G. Zucchetti. R., 1920. P. 197-199). Когда Лотарь I удалился в Павию, примицерий Теодор и номенклатор Лев, участвовавшие в папских посольствах и принадлежавшие к «профранкской» партии, были ослеплены и казнены. Об этом стало известно императору. Для разбирательства дела имп. Людовик Благочестивый направил в Рим своих представителей (Адалунга, аббата мон-ря Сен-Ва (809-839), и Хунфрида, графа Кура). П. отрицал свою причастность к казням и попытался добиться отмены расследования через своих послов - Иоанна, епископа Сильва-Кандиды, и архидиак. Бенедикта. Но император пожелал довести расследование до конца. Однако, когда его представители прибыли в Рим, П. по примеру папы Льва III в 800 г. очистил себя от обвинений клятвой (purgatio per sacramentum) перед 34 епископами и 5 пресвитерами и диаконами, что сделало дальнейшее расследование невозможным, хотя убийцы были схвачены. Поскольку они принадлежали к «familia Sancti Petri», П. их активно защищал и оправдывал казнь тем, что убитые были виновны в оскорблении величия (Annales regni Francorum. Anno 823 // MGH. SS. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 162). Представители императора, а также папские послы Иоанн, епископ Сильва-Кандиды, библиотекарь Сергий, субдиакон Квирин и военачальник (magister militum) Лев отправились к Людовику Благочестивому, к-рый посчитал, что дело улажено (в «Constitutio Romana» особо оговаривалась необходимость позаботиться о вдовах и сиротах не только Теодора, но и Флора и Сергия, к-рые, по-видимому, тоже были убиты). Когда послы вернулись в Рим, папа тяжело болел и был уже при смерти.

П. скончался 11 февр. 824 г. (в Liber Pontificalis ошибочно указан янв. 823; продолжительность понтификата П., даты избрания и посвящения его преемника, папы Римского Евгения II, в разных рукописях также различаются). Согласно Liber Pontificalis, П. был погребен в рим. базилике св. Петра (LP. T. 2. P. 68). Однако франк. источники сообщают, что римляне противились погребению П. в Ватиканской базилике, и оно состоялось только благодаря вмешательству нового папы, Евгения II. П. погребен в одном из ораториев, который сам для себя приготовил (Thegan. Gesta Hludowici. 30 // MGH. SS. Script. Rer. Germ. T. 64. P. 218; высказывалось предположение о том, что П. был погребен в рим. ц. Санта-Прасседе, но никаких доказательств этого нет).

Существует путаница с датой кончины П. Поскольку новый папа был посвящен 21 февр. 824 г., как указано в Liber Pontificalis - через 5 дней после смерти П., получается, что датой его кончины могло быть не 11, а 16 февр. (такая дата указана в календаре IX в.- Vat. lat. 645. Fol. 6). Возможно, 16 февр. состоялось избрание Евгения II, к-рый был одним из 2 кандидатов (ординация была отложена до 21 февр., т. к. должна была совершаться в воскресенье), а П. умер за 5 дней до его избрания, 11 февр. (при этом с его погребением тоже произошла задержка).

Сведений о почитании П. в средние века нет. В XVI-XIX вв. память П. отмечалась в Ватиканской базилике и в базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере 14 мая (ActaSS. Mai. Т. 3. P. 391; Officia propria Sanctorum S. Romanae Ecclesiae Summorum Pontificum. Taurini, 1869. P. 25*-26*). Кард. Цезарь Бароний внес его память в Римский Мартиролог под этой датой на основании рукописного оффиция П., обнаруженного в рим. ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере (впосл. рукопись была утрачена). Причины выбора даты поминовения 14 мая неясны (см.: MartRom. Comment. P. 188-189). В 1963 г. день памяти П. был перенесен на 11 февр.

Ист.: LP. Т. 2. P. 52-68; ActaSS. Mai. Т. 3. P. 391-401; PL. 102. Col. 1085-1093; MGH. Epp. T. 5. P. 68-71; Annales regni Francorum. An. 817-824 // MGH. SS. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 145-146, 161-164; Thegan. Gesta Hludowici. 18, 30 // Ibid. T. 64. P. 200, 218; Astronom. Vita Hludowici. 27, 34, 36, 37 // Ibid. P. 372, 402, 414, 418, 420.
Лит.: Mercati G. La lettera di Pasquale I a Leone V sul culto delle sacre immagini // Note di letteratura biblica e cristiana antica. R., 1901. P. 227-235. (ST; 5); Grumel V. Les relations politico-religieuses entre Byzance et Rome sous le règne de Léon l'Arménien // REB. 1960. Vol. 18. P. 19-44; Rabikauskas P., Celetti M. Ch. Pasquale I // BiblSS. 1967. Vol. 10. Col. 353-358; Nilgen U. Die grosse Reliquieninschrift von Santa Prassede: Eine quellenkritische Untersuchung zur Zeno-Kapelle // RQS. 1974. Bd. 69. S. 7-29; Hahn A. Das Hludowicianum: Die Urkunde Ludwigs des Frommen für die römische Kirche von 817 // Archiv für Diplomatik. Münster; Köln, 1975. Bd. 21. S. 15-135; Noble T. F. X. The Republic of St. Peter: The Birth of the Papal State, 680-825. Phil., 1984; Wisskirchen R. Das Mosaikprogramm von S. Prassede in Rom. Münster, 1990; The Lives of the Ninth-Century Popes (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of Ten Popes from A. D. 817-891 / Transl., introd. and not. R. Davis. Liverpool, 1995. P. 1-30; Ballardini A. Dai Gesta di Pasquale I secondo il Liber Pontificalis ai Monumenta iconografici delle basiliche romane di Santa Prassede, Santa Maria in Dominica e Santa Cecilia in Trastevere // Archivio della Società romana di storia patria. R., 1999. Vol. 122. P. 5-64; eadem. Fare immagini tra Occidente e Oriente: Claudio di Torino, Pasquale I e Leone V l'Armeno // Medioevo mediterraneo: L'Occidente, Bisanzio e l'Islam: Atti del convegno intern. di Studi, Parma 21-25 settembre 2004 / Ed. A. C. Quintavalle. Mil.; Parma, 2007. P. 194-214; Englen A. La difesa delle immagini intrapresa dalla chiesa di Roma nel IX sec. // Caelius I: Santa Maria in Dominica, San Tommaso in Formis e il Clivus Scauri. R., 2003. P. 257-284; Costambeys M. Power and Patronage in Early Medieval Italy: Local Society, Italian Politics and the Abbey Farfa (c. 700-900). Camb., 2007. P. 315-340; Hartmann G. Paschalis I. und die hl. Cäcilia: Ein Translationsbericht im Liber Pontificalis // QFIAB. 2007. Bd. 87. S. 36-70; Goodson C. The Rome of Pope Paschal I: Papal Power, Urban Renovation, Church Rebuilding and Relic Translation, 817-824. Camb., 2014; Mancho C. Pascal Ier: Autorité pontificale et création artistique à Rome au début du IXe siècle: Quelques notes // Faire et voir l'autorité pendant l'Antiquité et le Moyen Âge: Images et monuments: Actes de la journée d'études tenue à Paris, le 14 nov. 2014 / Éd. A.-O. Poilpré. P., 2016. P. 71-96.
А. А. Ткаченко
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Папы Римские Пасхалий I († 11.02.824), папа Римский (с 24 янв. 817), святой (пам. зап. 11 февр.)
См.также:
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)
АДРИАН III (Агапит; † 885), папа Римский (884-885), св. (пам. зап. 8 июля)
АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)
АНАКЛЕТ I (Аненклет), папа Римский, св. (пам. 7 июня; католич. пам. как мученика 26 апр. и 13 июля)